Есть исторические события, над которыми время не властно. Великая Отечественная война в истории человечества занимает особое место. Проходят десятилетия, и каждое новое поколение, вступающее в жизнь, заново осмысляет героические и трагические страницы минувшего, воздает должное великому подвигу народа. Великая Отечественная война 1941–1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия. И одним из крупнейших сражений Великой Отечественной войны была Курская битва.
… Все мужчины ушли на фронт. Дома с шестью детьми осталась Евфросиния Андреевна. Щукины жили большой и дружной семьёй в селе Студенцы Саракташского района. Кирилл Павлович и Евфросиния Андреевна растили пятерых сыновей и трёх дочерей. Отец плотничал, а мама пекла хлеб в колхозе. Когда началась война, старших сыновей Василия и Михаила почти сразу призвали в армию, а отца забрали на трудовой фронт на эвакуированные военные заводы в Орск.
Скоро пришла страшная весть – старший Василий, 19 лет, пропал без вести. Его эшелон шёл в сторону Смоленска, немцы сбросили на состав бомбы. Там он, вероятно, и погиб. От сына осталось только одно письмо, которое мама всё перечитывала и плакала и отдала на хранение второму сыну Михаилу.
Уже после похоронки пришло письмо от него. Оно стало первым и последним от самого Василия. Мама читала и плакала. Письмо после войны сохранил сын Миша.
Его боевой путь оказался длинней. Добровольцем прямо из 10 класса школы № 22 в январе 1942 года он пошел в армию. Был призван во 2-ое Ленинградское Краснознаменное артучилище, которое базировалось в Белорецке. А на фронт Мише хотелось попасть как можно скорее, чтобы мстить за своего старшего брата Васю.
Из воспоминаний однополчанина, подполковника в отставке Гурьянова Сергея Константиновича:
«Лейтенант Михаил Щукин прибыл в артиллерийский полк осенью 1942 года после окончания 2-го Ленинградского Краснознаменного артиллерийского училища. Полк в это время огнем своих батарей поддерживал стрелковые части дивизии, ведущие оборонительные бои в районе юго-западнее города Ливны Орловской области. Вскоре он был назначен на должность командира топовзвода нашего 1-го дивизиона.
Лейтенант отличался выправкой, подтянутостью. Знания, полученные в училище, умения передать их подчиненным, личный пример заметно повышал его авторитет среди бойцов и командиров. Все поручения он выполнял со свойственным ему молодым задором».
Он был молод. Ему шел 19-й год. Но в боевой обстановке люди быстро мужают. Так было и с ним. Хорошие волевые качества, стойкость, смелость Михаил Щукин показал и в период наступательных боев на Орловско-Курской дуге. За образцовое выполнение задания командования он был награжден орденом Красной Звезды.
Щукин гордится своей 307-й Новозыбковской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизией, где ему довелось воевать в составе 13-й армии. А боевое крещение он получил при прорыве немецко-фашисткой обороны в январе 1943 года под развалинами города Ливны. Много помнится ему боевых эпизодов, но один запомнился особенно, потому что увидел в лицо врага – трусливого и ничтожного.
Вот как об этом рассказывает сам М.К. Щукин:
«Идем в наступление от Ливен к Касторному, утопаем в снегу, да еще помогаем лошадям везти пушки. Вдруг идущий впереди Василий Куликов кричит: «Ложись! На нас пикирует вражеский самолет». После бомбежки снова идем. В лесопосадке я заметил, что-то мелькнуло. Тогда я скомандовал Олегу Орлову: «Ну-ка, Олег, дай очередь автоматную по этим точкам. Только не смажь». Когда просвистели пули, видим в 150-ти метрах от нас стоят двое: оружие побросали, руки подняли. Забрали мы их, под конвоем привели к начальнику разведки 837-го артполка капитану Щуру. Он же их отправил в контрразведку для тщательного допроса».
Интересно отметить, что Щукин был очень внимателен и запомнил даже, что у этих растерявшихся фашистов были отличительные ленточки на лацканах мундиров, обозначавшие, что русскую зиму они перезимовали. Самим же разведчикам пришлось у Понырей находиться в обороне с марта по июнь. Здесь они, зарывшись глубоко в землю, вооружившись артиллерийскими инструментами разведки (теодолитом, стереотрубой, а товарищи – биноклями), засекали огневые позиции противника и передавали данные начальнику разведки первого дивизиона Василию Куликову или командиру взвода первой батареи Григорию Лобареву.
Щукин работал четко, споро, без накладок. Топография – это такой вид разведки, без которой орудиям на земле делать нечего. И они, действительно, накрывали вражеские огневые точки. А утром пятого июля разведчики доложили, что немцы будут наступать. Все было приведено в боевую готовность. Наша артиллерия опередила, открыв разрушительный огонь по подтянутым на исход-ные рубежи немецким войскам, сорвав их план и отложив наступление на два часа.
– Когда я увидел, что у орудия вместо семи человек осталось трое, я подбежал и стал подавать снаряды, – продолжает вспоминать ветеран. – А когда упал наводчик, бросился к орудию и начал прямой наводкой отражать атаки врагов.
Курская битва длилась пятьдесят дней. Были освобождены Орел, Белгород. Дивизия продолжала наступать через селения Тросна, Комаричи и др. При тяжелейших боях 25 сентября 1943 года был освобожден Новозыбков, чье имя было присвоено нашей дивизии. Многие артиллеристы пали смертью храбрых. Михаил Щукин был ранен и отправлен на лечение в тыл. А героическая 307-я дивизия под командованием Героя Советского Союза генерал-майора М.А. Еншина совершила подвиг, погнав фашистские орды далеко на Запад.
Михаил Кириллович Щукин имеет орден Красной Звезды и много медалей.