Семьдесят три года тому назад, солнечной весной 1945 года свершилась одна из величайших справедливостей истории – мир был освобожден от фашистских захватчиков.
Ей было всего 18. Едва окончила школу – на фронт. Это было в сорок третьем. Молодая, задорная девчушка, такого маленького роста, что порой принимали за ребенка, ушла воевать. Добровольно ушла туда, где кровь и смерть, туда, где выдерживал не всякий мужчина, ушла на войну.
Ее звали Нелли. Она попала на второй Украинский фронт в зенитный полк. Хорошее зрение никогда не подводило. Назначенная в разведотряд, она вскоре уже ходила с медалью на груди, задорно смеялась с подружками, вспоминая, как заметила немецкий самолет, как вовремя доложили в штаб, как принимала похвалу от старшины. Смеялась потому, что была молода, потому, что жизнь только начиналась, и все еще было впереди…
В женском батальоне мужчин было не много. Командовать их отрядом был назначен старшина, которого девчата немедленно окрестили дядя Вася. Уже потом, через много лет после войны, она подмечала удивительное сходство своей военной истории с повестью «А зори здесь тихие». Они также подшучивали над ним, а он многим из них спас жизнь. Но это было после, а пока шла война. Маленькие женские ручки стирались в кровь от постоянного рытья окопов, характер закалился. Да и как ему не закалиться, когда, освобождая Белоруссию, юные девчата проходили мимо страшных виселиц, обходя горы трупов, сожженные дома, шли к своей победе. Шли, бой за боем, метр за метром отвоевывая свободу. Не важно: лето или зима, день или ночь, войска шли. Особенно тяжело было зимой. Ветер гонял ледяную пыль по гладко застывшим полям. Трещали деревья и насквозь промерзали реки, а в метель невозможно было сделать и шагу, невозможно было даже вздохнуть.
В такую метель отряд Нелли получил приказ провести разведку после боя. Гонимый ветром снег забивал глаза и нос, воздух был настолько холодный, что становилось тяжело дышать. Впервые смерть подобралась вплотную. Девчата падали – не дойти. Спас дядя Вася. Маленькая Нелли с отрядом переждала метель под наскоро собранным им заслоном из трупов. Еле-еле отогревая онемевшие руки, с трудом дыша ледяным воздухом, она лежала, мерзла и ждала. И дождалась, выбрались, дошли до штаба, и снова в бой. Война разгоралась все сильнее и сильнее с каждым днем. Войска двигались вперед, освобождая страну за страной: Украина, Белоруссия, Чехословакия, Венгрия, Румыния.
В Румынии маленькая Нелли была ранена. Вот и настал тот самый день, когда она должна была отправиться домой. Для нее война останется позади. Для нее весь ужас вот-вот закончится. Доктор, вошедший сообщить ей радостную весть, остановился в дверях, и, быть может, улыбнулся… Для него она была не первая из тех, кто раненый сбежал к своим товарищам, к своей армейской семье. Ее полк двигался дальше. В полку оставались люди, ставшие такими родными. Нелли оставалась одна в чужой стране, с чужими людьми. Нет, этому не бывать! Убежав из госпиталя, Нелли вернулась в полк и пошла дальше. Цель ее, как и цель всего народа, была совсем рядом. И вот, спустя совсем немного времени, маленькая Нелли встречала победу в Германии, маленькая Нелли прошла всю войну…
Она вернулась в родное село, бросилась обнимать родных. Медали положила на полку, форму, с таким трудом подобранную под ее рост, аккуратно сложила и убрала в шкаф. Все стало как прежде. Только вот маленькая Нелли с тех пор чуточку реже улыбалась, чуть реже и чуть тускнее теперь в ее глазах блестел задорный огонек, да и голос иногда срывался и вовсе пропадал – это после контузии. Вскоре она вышла замуж за фронтовика-артиллериста Федосова Владимира Федоровича, устроилась работать в школу преподавателем немецкого. Еще на фронте она стала комсомолкой, чем очень гордилась. Часто они встречалась с фронтовыми подружками. Пели песни, смеялись и плакали. Вспоминали, как на войне маленькую Нелли звали «Кнопочкой» и как они с подружками случайно ранили дядю Васю, перезаряжая винтовку. Им было что вспомнить, было о чем поговорить.
Прошло время. Медали и ордена потеряли дети, играя в войну. Из боевых подружек в живых остались немногие. Умер муж. Остались два сына и одна дочь…
…Она умерла тихо, скромно, в окружении близких, впрочем, как и жила.
Но памятью о ней, о её подвиге сквозит каждый наш шаг.