В 1913 году в казачьей станице Январцево в семье Хадичи и Абдурахмана Маликовых родился сын Гариф. Родом Маликовы из Казанской губернии.
Когда Гарифу исполнилось 3 года, семья в поисках лучшей доли переехала в Ташлу. Но и здесь жилось не легче. Отец ходил в батраках, мать работала стряпухой. Время было неспокойное, в стране победила революция.
19 сентября 1919 года, защищая от банды мост через реку Ташёлку, Абдурахман Маликов был смертельно ранен. Гариф остался без отца.
Наступил 1935 год. Маликова призвали в ряды Красной армии. Службу он проходил в кавалерии в артиллерийской части в городе Пятигорске на Кавказе.
В 1937 году вернулся домой в звании младшего командира. В это время в Большевистской МТС был организован струнный оркестр. Участником оркестра стал и Гариф Маликов. Он хорошо играл на гитаре, тальянке, мандолине.
Счастливая мирная жизнь была прервана нападением фашистской Германии. Гариф Маликов, имея бронь, мог остаться в тылу. Но он считал своим долгом с оружием в руках защищать родную землю от врага. 22 июля 1941 года он вступает в ряды коммунистической партии и даёт слово «Умру коммунистом». В августе 1941 года уходит на фронт.
Маликов попал на Западный фронт. Был назначен начальником направления связи в 120 гаубичный полк. Полк, развивая наступление в направлении от Вязьмы к Ярцеву, в начале октября оказался в окружении. До 12 октября Гариф Маликов с однополчанами пытался прорваться к своим. Но 12 октября 1941 года он был контужен и попал в плен.
Один за другим следовали пересыльные пункты: Ярцево, Витебск, Смоленск, Полоцк. В октябре 1942 года Маликов попадает в Двинский лагерь для советских военнопленных. Лагерь находился в болотистой низменности. Пленных содержали в старых, заброшенных овощехранилищах с прогнившими крышами. В центре лагеря был вывешен плакат с изображением палки и надписью «Это твой господин». В лагерях под Двинском фашисты замучили, расстреляли, уморили голодом более 125 тысяч советских военнопленных. Гариф Маликов вспоминал: «В апреле нам выдавали по 300 грамм хлеба, испечённого из опилок и брюквы, скреплённой ржаной мукой, по литру баланды из гнилых овощей и литр кипятка».
Именно в Двинском лагере произошла первая встреча Г. Маликова с Мусой Джалилем, который был переведен сюда осенью 1942 года. Гариф Маликов до июня 1943 года оставался в Двинском лагере, потом был доставлен в Едлино в 12 км от Радома в Польше. Именно в Едлино 5 сентября 1942 г. было сформировано первое подразделение Волго-татарского легиона «Идель – Урал». В Крушино формировались рабочие батальоны легионеров. Эти формирования создавались по приказу Гитлера.
Гариф Маликов вспоминал: «… нас начали кормить и одевать в немецкую рвань. В лагере Едлино создавалась подпольная организация антифашистов под руководством М. Джалиля. В этой подпольной организации состоял и я…». Джалильцы поставили перед собой цель провалить план фашистов и предателей Родины. Муса Джалиль говорил: «Мы должны взорвать фашизм изнутри». Для этого нужно было поднять дух измученных, потерявших веру людей, постоянно напоминать им о Родине, сообщать правду о положении на фронтах. Эту задачу и решала подпольная организация М.Джалиля. Подпольщики работали и в редакции газеты «Идель – Урал», и на радиостанции «Винета», печатали и распространяли среди пленных листовки. В организации была строгая конспирация. Каждый знал только членов своей пятерки. Г. Маликов входил в пятерку Рушата Хисамутдинова. Рушат Белялович вспоминал: «Гариф был очень скромным, надежным, боевым человеком, ненавидящим фашизм… С Хасановым и Батталом он ездил в Берлин за листовками, распространял их среди легионеров в лагерях».
А чтобы можно было ездить по лагерям, поддерживать связь с военнопленными, решено было создать музыкальную капеллу. Маликов играл в капелле на гитаре и пел.
Осенью 1943 года 4-й легион, при котором находилась капелла, был переведен во Францию, в город Ле-Пюи для борьбы с французскими партизанами. Маликову удалось связаться с французскими коммунистами, а потом и с партизанами. Во время встречи с командиром партизанского отряда капитаном Сегелем Гарифу Маликову удалось убедить его, что легионеры не враги французскому народу. «Наша цель одна – борьба с фашизмом»,– говорил он. Ему удалось договориться о совместных действиях. Он стал связным между легионерами и партизанами. В июне 1944 года легионеры подняли восстание и перешли к партизанам. Так Гариф Абдурахманович стал активным борцом французского Сопротивления. После уничтожения нацистов Маликов с партизанами попал в Первый коммунистический полк Франции в городе Лионе.
18 августа 1945 года военный лагерь бывших партизан покинул Францию и прибыл в город Цербст в Германии. Здесь при фильтрационном пункте Г. А. Маликов работал библиотекарем, а в конце сентября 1945 года он был демобилизован. Когда возвращающиеся на Родину воины прибыли в Брест, советское командование обратилось к ним с просьбой помочь в восстановлении разрушенного хозяйства Белоруссии. Гариф Маликов пишет: «Я вместе с товарищами дал согласие поехать в город Лунинец Пинской области БССР восстанавливать железные дороги. В городе Лунинец при автополку закончил курсы шоферов 3 класса, получил права и работал шофёром. В городе Лунинец также мною был организован ансамбль песни и пляски в составе 36 человек, мы давали концерты в городе».
Маликову предлагали остаться и занять пост председателя профсоюза железной дороги станции Лунинец. В сентябре 1946 года он, получив отпуск, едет в Ташлу за семьёй. Но из-за нежелания семьи переезжать остаётся в Ташле. Начинается мирная жизнь, полная трудовых будней, надежд и планов. Он работает в Большевистской МТС комбайнёром, в 1948 году – завхозом в Ташлинской средней школе, потом назначается заведующим складом «Заготживсырьё». Всё свободное время отдаёт любимому занятию – художественной самодеятельности. Песню «Ой, туманы мои, растуманы», которую Гариф Маликов исполнял в Оренбурге, передавали по областному радио. Гариф Абдурахманович, вспоминая о войне, рассказывал соседям, как в плену боролся с фашизмом вместе с Мусой Джалилем, постоянно думая о Родине. Показывал фотографии, где снят с французскими партизанами. Нашёлся завистливый, непорядочный человек, который написал в доносе, что Г. Маликов развлекал фашистов, хорошо отзывается о жизни за границей. В то время этого для ареста было достаточно.
Ночью 27 апреля 1950 года Маликов был арестован. И вновь допросы, пытки, «одиночка», тоска по семье. Год находился Г. А. Маликов в Оренбурге в СИЗО без права переписки. Семья о нём ничего не знала. 5 января 1951 года Военным трибуналом Южно-Уральского Военного Округа Гариф Абдурахманович был репрессирован по статьям 58-1б; 58-10 УК РСФСР, приговорен к 25 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
После вынесения приговора Маликова перевели в Орск. Он, наконец, начал писать письма. Дочь Раиса с бабушкой ездили его навещать. Через год Гарифа Абдурахмановича отправили в посёлок Гайва под Пермью. Здесь он работал на лесоповале. В одном из писем, адресованных дочерям Софье и Раисе, он писал: «Сонечка и Раиса, эту открытку шлю вам в память начала учебного 1954-1955 года. Желаю вам счастья и успехов в учебе. Привет всем вам, учителям…»
Гариф Маликов был освобождён по амнистии 11 июня 1956 года. Вернувшись, начал строить дом на улице Чапаевской. Средств не было. Ему помогали друзья, родственники.
Работал Маликов после освобождения в Большевистской МТС, в Ташлинском райпромхозе, заготконторе райпотребсоюза. Как к бывшему судье, к нему обращались за советом, консультациями, он помогал писать прошения, ходатайства…
Не стало Гарифа Маликова 25 апреля 1963 года. Ему было всего 50 лет. Он не встретился с друзьями, не дожил до реабилитации, состоявшейся 11 марта 1967 года, он не прочитал статьи в газетах, где рассказывалось о его героической жизни.