Великая Отечественная война. С каждым годом меньше и меньше остается живых свидетелей тех трагических лет. И каждый из них – это целый мир со своей судьбой, характером, мечтами.
Ширван Адиятович Гизатов родился в селе Мухраново Илекского района Оренбургской области в 1904 году в семье крестьянина-бедняка. Жил и работал в родном селе, сеял и убирал хлеб. Работал трактористом, комбайнёром, бригадиром тракторной бригады, председателем колхоза «Урта-Идель».
22 июня 1941 года жизнь в нашем селе, как и во всей стране, резко изменилась. До людей донеслась весть о начале войны. Многие узнали об этом, будучи на полевых работах, дома или в гостях. Но реакция была одна – шок. Многие не смогли сдержать слез. Ширван Адиятович в это время работал председателем колхоза, строил планы на будущее: поставить дом, растить детей, выращивать хлеб.
Не раз он просился на фронт, его не отпускали. Он убеждал, и настаивал, и просил. Серьёзный разговор состоялся в райкоме партии: «Я коммунист и должен находиться там, где труднее, где решается судьба нашей Родины. Помогите вырваться на фронт», – говорил Гизатов. И он добился своего. Была весна 1942 года. Ширвана Гизатова направили учиться на трёхмесячные курсы командиров.
После окончания курсов гвардии старший лейтенант Гизатов прибыл в Сталинград. Затем командир взвода 795-го стрелкового ордена Богдана Хмельницкого полка 228-й стрелковой Вознесенской дивизии Гизатов участвовал в боях под Корсунь-Шевченковском, на Украине. Был ранен, но все равно рвался на фронт. Вскоре он стал командиром стрелкового взвода 228-й стрелковой Вознесенской дивизии, которой в то время командовал генерал-лейтенант Ф.А. Осташенко.
Однажды был получен приказ: «За несколько дней совершить 70-километровый переход и в числе других соединений 2-го Украинского фронта войти в Бухарест». Для выполнения этой операции подобрали смелых, выносливых солдат. Когда встал вопрос о выборе помощника, командование назначило Ширвана Гизатова. Именно он подходил для большого дела: расчётливый, хладнокровный. Полмесяца длился трудный поход. Ширван Адиятович всегда находился в гуще бойцов, шутил, подбадривал уставших, во время коротких перевалов рассказывал о родном колхозе, об Оренбуржье.
Преодолев 80-километровый переход, воины вышли к границе Венгрии. Не случайно ущелье называют воротами в венгерский город Мако. Именно отсюда начали наступление наши части. Взяв город, дивизия оказалась в очень трудном положении. Она находилась в окружении. Полк, в котором служил Ширван Гизатов, оборонялся от двух немецких дивизий. Задача была ясна: разорвать вражеское кольцо, выйти на соединение с основными силами. После ожесточённых боёв враг был уничтожен, а наши части вошли в Венгрию.
Основной удар командование нацелило на город Мако. Но на пути встала сложная переправа – река Тиса. Когда командир полка объявил о задании, Гизатов произнес: «Будет выполнено!»
Весь вечер и ночь отряд готовился к форсированию. Ночью начался штурм реки. Фашисты открыли шквальный пулемётно-миномётный огонь. Взрывы раздавались справа и слева. Ширван бросил подряд три гранаты в набегающие цепи врагов. Фашисты со всех сторон наседали на наших бойцов, залёгших на берегу. Атака следовала за атакой. Фашисты открыли огонь по бойцам из пушек, пустили самоходное орудие. Оно было подбито самим командиром взвода. Восемнадцать раз ходили в атаку немцы, но выбить отважных бойцов с плацдарма не могли.
Решительность и героизм наших бойцов обеспечили успех операции. Переправившись на правый берег под массивным артминомётным огнём противника, Ширван Гизатов, идя впереди взвода, вступил в рукопашно-гранатный бой с преобладающей силой противника. В неравном бою противник оставил убитыми до тридцати солдат. Умелым использованием огня взвод Гизатова задержал контратаку противника, чем дал возможность роте броском форсировать реку.
Противник предпринял в эту ночь четыре яростные контратаки, пытался опрокинуть наши части в реку, но героически настроенные бойцы в рукопашной схватке уничтожили до ста солдат пехоты, сам Гизатов уничтожил метким броском гранаты шестнадцать солдат. Находясь в течение четырёх суток на правом берегу, взвод Гизатова продвинулся вперёд на четыреста метров, захва-тил у противника пять пулемётов, три миномёта, свыше пятидесяти винтовок. Именно за этот боевой подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Все, кто прошел военными тропами, – герои. Мы должны помнить о них: живых и мертвых. Почитать их. И всегда, каждый день нужно помнить, чьи мы дети и внуки. Одержать Победу позволило величие духа, долог и труден был путь к ней, в битве с фашизмом лучшие сыны и дочери шли на подвиг по велению собственного сердца во имя торжества мира, добра и справедливости.