Гаврилов Илья Никитович

Илья Никитович родился 3 августа 1925 года в крестьянской семье. Закончил 7 классов в Яковлевке в 1941 году. До 1943 года Илья Никитович трудился в родном колхозе и весной того же года пошел служить в Красную армию раньше на полгода до призывного срока. Илья Гаврилов прошел подготовку в 182 стрелковом полку и получил квалификацию стрелка-пехотинца.

3 июня 1943 года полк был отправлен эшелоном под Полтаву. На железнодорожной станции Золотоша был включен в боевой расчет 45-мм противотанковой пушки подносчиком снарядов. С этой службой он освоился быстро и стал надежным номером расчета.

Наступательные бои на этом участке фронта носили ожесточенный характер, фашистские вой-ска находили еще силы для контратак. В ходе начавшейся в конце августа битвы за Днепр советские войска освободили Полтаву 23 сентября. Отступая, немецко-фашистские войска сжигали город. В центре Полтавы на территории в 600 га не осталось ни одного целого здания. За время оккупации в городе было разрушено 400 многоэтажных зданий, большинство промышленных предприятий, 45 учебных заведений, 9 больниц, 5 поликлиник…

Дивизия, в которой воевал Гаврилов, приняла самое активное участие в боях за Полтаву. За эти бои красноармеец Гаврилов был награжден медалью «За отвагу».

Далее шли осенние наступательные бои, день за днем советские войска отбрасывали врага все дальше и дальше, освобождая родную землю от оккупантов. Однажды, декабрьским зимним утром, перед строем воинов выступил командир дивизии, сказав, что предстоят бои с самыми отборными войсками противника, на вооружении у которых самые лучшие из имеющихся у гитлеровцев танки «Тигр» и самоходные артиллерийские установки «Пантера».

Наступило ожидание боя. Наши подразделения не шли вперед, зная, что противник вынужден пойти в контратаку. Ставилась задача нанести ему наибольший урон, а затем наступать. Началась ожидаемая артиллерийская подготовка, войска пережидали ее в окопах. Артподготовка закончилась, артиллеристы быстро привели в порядок позицию, орудия и стали ждать.

И вот из-за маячивших на горизонте деревьев за окопами немцев появились бронированные машины, о которых говорил генерал. Под шквалом огня наша пехота, державшая оборону впереди артиллерийских позиций, стала отступать. Взрывы танковых снарядов появились на позициях батареи. Боевой расчет пушки замешкался, когда увидел сраженного наповал командира орудия (от разорвавшегося снаряда его спину буквально изрешетило осколками).

Справа, из лесочка, на расстоянии 300 метров, показался передовой танк немцев. Снаряд был уже в стволе пушки, осталось только развернуть ее, взять прицел и успеть выстрелить, что и удалось. Наводчик был на высоте, танку перебило гусеницу.

Из того же лесочка выползли еще три бронированные машины с цепью солдат в сопровождении. Теперь все три орудия батареи развернулись в сторону наступавших фашистов. Сначала прямым попаданием был остановлен идущий посередине «Тигр», потом подбили и крайние танки. Орудия перешли на осколочные снаряды и били по разбегающейся пехоте противника. Наших бойцов охватило всеобщее ликование: надо же, насколько удачно сложился бой.

Но радость скоро уступила место совсем другим чувствам. Из того же леска появились 6 или 7 танков, которые открыли огонь прямой наводкой по позициям батареи. Прямым попаданием наши разбили врага вдребезги. Последним видением перед потерей сознания у Ильи была взлетевшая вверх каска боевого товарища. Илья получил ранение и тяжелую контузию.

Очнулся он от тяжелого толчка ствола немецкого автомата в лицо. Он видел, как шевелились губы стоявших над ним немцев, но ничего не слышал, так как уши были залиты кровью. Его закинули подобно бревну в кузов грузового автомобиля. Далее был фашистский плен. Большая часть пленных были ранеными и контуженными. Повезли их сначала в грузовиках, затем железной дорогой в Германию.

Во время транспортировки, да и по прибытии на место, никому из пленных не оказывалась медицинская помощь. Всем была предоставлена возможность выжить в условиях, которые этого просто не позволяли. Много пленных просто добивали по пути, многие умерли сами.

Кое-как оклемавшийся Илья Гаврилов попал в трудовой лагерь германского города Кассель. Их загнали зимой в неотапливаемые бараки. Малейшее отклонение от немецкого «порядка» среди пленных заканчивалось автоматной очередью охранника. Заключенных лагеря с утра строем конвоировали в ближайшие мастерские по ремонту броневой и автомобильной техники.

Горько было пленным воинам делать эту работу для нужд врага. Но любой саботаж карался по-фашистски, жестоко. Расстрел провинившегося, а заодно и всей бригады, производился на месте. Полтора года провел Илья в плену. Не было у него и его товарищей большего желания, чем вернуться в строй, добить врага и вернуться домой.

В один из весенних дней 1945 года, вернувшись в лагерь, они не увидели охранников колонны и никого из лагерных палачей внутри, все они разбежались.

Спустя несколько часов к лагерю подъехали американские грузовики с союзниками. Все это происходило в западной части Гармании. Через несколько дней бывших советских военнопленных погрузили в грузовики и перевезли в советскую зону оккупации. Там всех разместили в фильтрационном лагере, где они отходили от истощения, кошмаров немецкого плена. Почти три месяца Илья Никитович, двадцатилетний парнишка, прошедший огонь войны и ад преисподней, ждал итогов проверки особого отдела. Получил в июле 1945 года военный билет красноармейца и был уволен в запас по состоянию здоровья. Затем был путь на Родину до Яковлевки.

После короткого отдыха Илья Никитович сел за рычаг трактора и работал на родной земле, о которой столько грезил в окопах и на нарах фашистского лагеря.

Пришлось Илье Никитовичу до пенсии поработать учетчиком в полеводческой бригаде, заведующим сельским магазином и колхозным кассиром. Ветеран войны не отличался многословием, был сдержан и корректен. Мирный труд Гаврилова Ильи Никитовича был отмечен медалями «За трудовое отличие» и «Ветеран труда». Хороший был человек. Вечная ему память!

Автор: Дмитрий Курылев, Виталий Курылев, МБОУ «Яковлевская средняя общеобразовательная школа» Асекеевского района Оренбургской области.